Марафон по семейным отношениям

Радость совершенная

Пара любовь

Однажды зимой Святой Франциск Ассизский шёл с братом Львом из Перузы в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шёл впереди, и сказал ему:

— О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни. Запиши, однако, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:

— И запиши ещё, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырёхдневно умерших, — запиши, что и в этом не будет радости совершенной.

И пройдя ещё далее, Франциск сказал Льву:

— Запиши ещё, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести души, — запиши, что и в этом нет радости совершенной.

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:

— И ещё запиши, брат Лев, овечка божья, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звёзд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней, вод, — запиши, что и это не было радостью совершенной.

И пройдя ещё немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему:

— Запиши ещё, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, — запиши, что и в этом не было бы радости совершенной.

Тогда Брат Лев обратился к Франциску.

— В чем же, брат Франциск, радость совершенная?

И Франциск отвечал:

— А вот в чём. В том, что если когда мы прибудем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные, попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадёте милостыню у бедных людей, убирайтесь отсюда!» — и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав. И мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, — тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная.

 

Эта удивительная история Святого Франциска Ассизского дает ключ к успеху семейной жизни, и, вообще, к жизни в целом. Чувства людей несовершенны, поэтому люди совершают ошибки, склонны впадать в иллюзию и обманывать. В семейной жизни мы часто думаем за других, пытаемся судить о всех по себе, хотя имеем совершенно другие чувства и другой жизненный опыт, делаем неправильные выводы и принимаем неправильные решения. И так каждый день по многу раз. Поэтому Святой Франциск знал, что радость совершенная наступит, если он сможет не пойти на поводу у своего ума, а с любовь и смирением продолжит думать о другом человеке, даже если тот ругает его и даже, может быть, причиняет вред. Ум ошибается, сердце – нет.

Люди не плохие. Одна из аксиом психологии заключается в том, что в каждой ситуации человек выбирает НАИЛУЧШЕЕ решение из своего жизненного опыта. У привратника может быть много вариантов действия, но в данной ситуации он анализирует существующий у него опыт и обстоятельства, и принимает самое наилучшее для себя решение. Возможно, так сам Господь хочет. Поэтому не нужно обвинять привратника. Он старается. В результате мы имеем удивительную историю.

Что еще удивительного в Святом Франциске. Святой слушает. Очень и очень внимательно слушает. Слушает других, слушает себя, слушает Господа. Отношения начинаются со слушания и развиваются в процессе активного слушания:

  • Что хочет сказать близкий человек?
  • Почему он(она) ругается, наверное, где-то больно, что у тебя болит?
  • Что я сделал(а) не так, чем расстоил(а) тебя?
  • Чтобы ты хотел(а), чтобы тебе было хорошо?
  • Что я могу для тебя сделать?
  • Что от мне хочет сказать Вселенная в данной ситуации?

Или мы навязываем другому человеку свое несовершенное мировоззрение, которое ему, может быть, совсем не подходит, или мы внимательно его слушаем и пытаемся совместить свое и его(ее) мировоззрение. Семейные отношения выстраиваются в процессе высказывания своих потребностей и внимательного слушания потребностей другого человека.

Итак, что нужно для активного слушания.

Главное – это безусловное принятие. Означает, что твой собеседник важен тебе как личность, со своими особенностями и отличиями. И не важно, что именно он(а) говорит. Важно, что он(а) просто высказывается. Установи зрительный контакт и прояви заинтересованность, развернись к собеседнику, сфокусируйся на нем. Можешь думать о своем. Твой собеседник будет тебе очень благодарен.  Важно принятие, собеседник чувствует свою важность для тебя.

Есть техники активного слушания, которые помогают установить более тесную связь с собеседником, например:

  • Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза также даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
  • Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.
  • Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.
  • Повтор (эхо) — дословное повторение того, что произнес собеседник. Повторяя слово в слово, слушатель дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказали.
  • Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.
  • Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для Вас».
  • Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».
  • Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Для семейных отношений важны даже не техники сами по себе, важно, чтобы близкий человек чувствовал, что ты его слушаешь, что есть связь, близость, и, что самое важное, есть безусловное принятие.

Задание. Активно слушать. Напиши, удалось ли тебе почувствовать, о какой радости говорил Святой Франциск Ассизский?