Опыт применения НЛП к решению повседневных проблем

Дыхание

Нейролингвистическое программирование — это набор эффективных методов поговорить со своим бессознательным. Многие проблемы в психике возникают из-за того, что наша глубинная сущность реагирует не на умственные рассуждения, а на настроение, образы, эмоции, так называемые субмодальности. Если психику человека сравнить с океаном, то деятельность ума — это всего лишь рябь на его поверхности. Самые ценные процессы происходят внутри, затрагивая переживания, эмоции, психосоматику, гормональную систему и всю деятельность организма в целом. И проблема в том, что глубинная часть отзывается только на настоящие переживания. Переживания у нас вызывают игры, динамика и субмодальности — размер, форма, дистанция, цвет, яркость, громкость, четкость и т.д. С помощью игровых приемов, персонажей, обстановки и субмодальностей  можно очень эффективно  поговорить со своим бессознательным и направить поведение организма в другое русло. Ниже приводятся различные примеры из моего опыта, когда найденные простые образы в голове помогали быстро и эффективно корректировать некоторые мучительные переживания.

Начну с самого ценного применения нейролингвистического программирования для моей жизни — с контроля страха.

Метод борьбы с беспокойствами и страхами

Тучка

Разработал и успешно применяю для себя оригинальный метод борьбы со страхами и беспокойствами. Срабатывает эффективно и очень быстро.

Сложность была в том, что страхом не так просто договориться. Нельзя взять  и избавиться от страха, так как он нужен для защиты организма. Но можно его разделить на нужный страх, приносящий пользу, и ненужный, который просто беспокоит и не приносит никакой пользы.

Долго думал, как выглядит ненужный страх, перебирал разные образы. Наконец, остановился на маленьком мальчике лет 6-7 темно-синего цвета как тучка. Во время страха представляю, как мальчик дергает меня, играет, обнимает и т.д. – по ситуации.

Дальше стал думать, как с ним договориться. Так как он маленький, то я представил, что у него есть большая мама-страх в виде синей тучки-женщины, как в популярном мультике про облака студии Пиксар. Мама очень добрая и мудрая, смотрит всегда ласково. Она – хозяйка страха, а мальчик – его распространитель. Поэтому, чтобы избавиться от страха, я просто просил мальчика пойти на время к маме, покушать, поспать или поиграть. Мальчик так и поступал, и успокаивался.

Страх пропадает.

Проверил в самых разных случаях жизни. Помогает, и довольно эффективно.

Иногда с мальчиком приходится долго договариваться, придумывать, чем его занять на стороне, чтобы он не приставал ко мне. Поэтому я еще дал ему ласковое имя.

P.S. Заметил, что страх уходит, когда фокус внутреннего внимания отвожу от своего тела (Мама-страх в мыслях находится далеко). Когда мальчик-страх в стороне, то беспокойств не испытываю. И, наоборот, беспокойства могут проявиться, когда «ощущаю» пространство вблизи своего тела. Экспериментальным путём определил, что чтобы страхи стали уходить, нужно фокусом сознания отдалиться от тела более чем на 30 сантиметров.

Пробуйте подобрать себе образ проблемы и наладьте с ним отношения.

Преодоление стены с окружающими

Китаец учитель

Заметил в себе очередное «бревно в глазу»: подсознательно сторонюсь общения с людьми. С детства заложена программа, что: «Я хороший, а другие – не очень, и хотят нажиться за мой счет. Все коварные и с нехорошими намерениями. Поэтому лучше ни с кем не общаться». Проявляется она в том, что стараюсь ходить там, где меньше людей, обходить стороной компании, отводить глаза и так далее.

Очень неэкологичная и ненужная в жизни установка. Стал думать, как от нее избавиться с помощью эффективных психологических техник нейролингвистического программирования.

Для начала попытался представить себе, как проблема выглядит. Представил – как Великая китайская стена. Так как она мне мешает, то стал ее мысленно разбирать по кирпичикам. Оказалось, очень долго. Стал придумывать дальше. Пробивал проход, прокапывал, взлетал над стеной. Ощущения оставались. Тогда взял и представил, что стена картонная, а кирпичи на ней только нарисованы. Стена быстро складывается и, о, удача, барьер с окружающими тоже пропал. (Сработала масштабность и быстрота исчезновения образа)

Немного усовершенствовал технику. Поставил смотрителя с веревочкой – пожилого мудрого китайца. Когда я чувствую, что хочу дистанцироваться от какого-то человека, прошу смотрителя опустить стену, что он быстро и делает.

С помощью пожилого мудрого китайца проблема бессознательного дистанцирования теперь решается в одну секунду. Чувствую, что стал ближе к людям и к миру в целом.

Ответственность

Кирпич Еще одно важное и полезное для меня применение нейролингвистического программирования.

Работая начальником отдела в большой компании, постоянно ощущал не себе груз ответственности. Представлял себе ответственность как кирпич, с которым нельзя расстаться ни днем, ни ночью, ни дома, ни на отдыхе. Ответственность – это кирпич, который всегда со мной. Долго терпел, думал, привыкну. Не привык. И решил обратиться к опытному психологу.

Провели психодраму. Поговорил с кирпичом, встал на его место, посмотрел на ситуацию с разных сторон и решил, что не «я существую для кирпича», а «кирпич существует для меня».

После чего пришел образ, что кирпич – это ступенька, на которую я могу встать и достичь больших высот в жизни. Сразу стало легко. Ответственность не давит, ответственность подпирает и возвышает.

Кстати, избыточная ответственность и желание все контролировать может являться причиной некоторых проблем со спиной. Длительное ощущение нехватки опоры для психики может проявиться в зажимах позвоночника.

Зависимость от работы

Продолжение темы работы. Москва – город суеты. Вырваться из тисков работы очень сложно. Думаешь про работу днем – когда надо, думаешь ночью – когда не надо, особенно, когда есть какие-то сложные моменты. Мудрецы говорят, что работать надо не для себя, а для других. В лучшем случае – для Бога. И нельзя привязываться к плодам своего труда, к результату деятельности, так как в этом случае возникают страдания, потому что что-то всегда идет не так. Работая, надо получать удовольствие от процесса, а все остальное – отбрасывать.

Как не думать о работе. Пробовал найти образ работы. Например, педали. Пробовал их отбрасывать. Слабый результат. Пробовал представлять работу в виде механизмов, мыльных пузырей, сотрудников на воздушных шариках и так далее. Все это улетает прочь, уменьшается, теряется вдали за горизонтом. Помогает, но слабо.

Стал придумать дальше. Пытался глубже осознать, на что похоже ощущение нелюбимой работы? Получился образ липкой, густой, тяжелой, расплавленной пластмассы, льющейся на мозг, застывающей во всех его извилинах. То есть получилось образ чего-то тотального, претендующего на полный контроль ума. Пластмасса все льется и льется нескончаемым потоком. Кошмар. Не выбраться.

Представив такой образ, оказалось, что ум не хочет с этим мириться. Пластмасса становится воздушной, зыбкой, прозрачное и растворяется в воздухе. Затем натекает новый пласт и снова растворяется. Докучливые и вредные мысли о работе сами собой исчезли, и я смог, наконец-то, насладиться окружающим пейзажем.

Усилием мысли тяжесть «переигралась» в легкость и наступило состояние свободы.

С точки зрения нейролингвистического программирования для того, чтобы психика «переварила» эмоцию, психике надо совершить какое-то действие, какое ей хочется совершать. Прокрутив сюжет несколько раз психика разгружается. Ключ к успешной работе — хорошо подобранный образ.

Привязанность к проблемам

Хлопушка

Заметил, что слишком привязываюсь к проблемам. Проблемы еще нет, а я уже придумал, какие будут трудности, фантазирую, как я их буду преодолевать, придумываю несуществующие варианты событий, ворчу по их поводу. В общем,  пребываю частенько не в очень хороших иллюзиях, напрягаюсь без повода. Решил разобраться в ситуации с помощью психодрамы.

Проблему представил в виде закрытой комнаты, за которой громко и интенсивно разговаривают какие-то люди. Я от них прячусь в темной комнате. Начал разбираться в ситуации и выкидывать ненужные мысли из головы (в буквальном смысле брал предмет, олицетворяющий мысли, и выкидывал). В итоге все проблемы свелись к образу хлопушки, лежащей у меня в кармане, и напрягающей меня своим присутствием.

Взорвал хлопушку. Комната окуталась туманом. Когда туман рассеялся, комната превратилась в открытую веранду. Проблема исчезла. Перестал напрягаться.

Теперь, когда чувствую, что начинаю напрягаться по поводу проблем, не существующих в настоящем, мысленно взрываю хлопушку. Спокойно наблюдаю, как оседает дым и то, что из хлопушки вылетает. Докучливые мысли исчезают.

Свобода от навязчивых мыслей

Пересвет и Челубей

Свобода — это не «когда я могу делать все, что мне хочется», настоящая свобода — это «когда я могу не делать того, что мне хочется». Чувства и желания в виде навязчивых мыслей очень крепко держат человека, не оставляя возможности выбирать и менять свою жизнь. Как получить свободу и избавиться от навязчивых мыслей, мешающих жить и находиться в контакте с миром вокруг?

Одним из решений стало использование мыслеобразов. Каждую навязчивую ситуацию в жизни представил в виде летающей сферы, примерно метр в диаметре. Отодвинул сферы на расстояние в пару метров от себя. Поместил в сферы свои проекции и дал им свободу. Одна проекция ругается от души, вторая активно учит жизни, третья ушла в депрессию, жалеет себя и т.д. Почувствовал, что «Я-настоящий» наконец-то стал освобождаться, и все накопившиеся проблемы перестали мешать моей внутренней жизни и контакту с миром. Смысл техники в том, что не надо зажимать свои эмоции, надо дать им выйти, но пусть эмоции проявляются отдельно – это результат действия внешних энергий и программ. Далее можно сферы постепенно отодвигать дальше от себя, делать их более тусклыми и менее значимыми, замедлять действия своих проекций, чтобы влияние негативных программ еще больше ослабевало. Это даст определенную свободу в выборе своих мыслей.

Еще одна ситуация. Заметил однажды, что внутри скопилось много гнева. Постоянно в голове прокручиваю ситуации, где я с кем-то ругаюсь, пытаюсь манипулировать, подавить, унизить, продавить свою точку зрения, показать себя хорошим и знающим, а другого выставить заблуждающимся и так далее. В памяти всплывают конфликтные ситуации, и хочется их проживать снова и снова в разных вариациях. В кокой-то момент мне надоело подобное состояние моей психики, и я стал искать решение. Психика затрачивает много энергии на моделирование конфликтов, толку  никакого, так как конфликты воображаемые. Внутреннее состояние противное.

После долгих размышлений удалось понять, что я таким образом готовлюсь к будущим конфликтам То есть состояние для психики нужное, отказаться от него не получится, и что нужно научиться проживать подготовку к конфликтам экологичным для психики образом.  Решение нашлось.

Представил психику в виде армии  Например, происходит общение с психопатичным человеком. Подобные люди не являются плохими по натуре, они не желают зла, но высказывают свои мысли агрессивно, нелогично и без желания услышать собеседника. Представил психику такого человека в виде беспорядочной толпы всадников, размахивающих саблями и скачущих в разные стороны. Иногда всадники успокаиваются и, например, пашут землю. Иногда несколько всадников группируются в отряды и скачут некоторое время в одном направлении. Но в целом, просто хаос. Какие-то случайные мысли залетели к человеку извне, например, через телевизор, создали эмоциональное напряжение, и теперь всадники ищут выход, куда-бы напряжение выпустить. В результате выплеска эмоций очень часто страдают близкие.

К сожалению, интеллектуальных и эмоциональных агрессивных людей с успехом плодит наше общество. Так уж сложилось, что система подавления является привычной для русского человека и передается из поколения в поколение.

После получения порции интеллектуальной и эмоциональной агрессии психика напоминает армию, готовую к бою. Стоят дружные ряды воинов в сверкающих доспехах. Сверкают на солнце наконечники копий. Развеваются флаги. Сверкают шлемы, кольчуги и щиты. Строй плотный. Все готовы к бою. Дальше вся эта махина обрушивается на воображаемого врага, топча и круша его, порождая в целом еще одного безумца. Глупо всю мощь своей психики направлять на борьбу с воображаемым противником. Сражения повторяются снова и снова в разных вариантах, с разной тактикой и стратегией, так как психика периодически вспоминает ситуации эмоциональной и интеллектуальной агрессии. Хочется снова и снова повергать врага. Гнев заразителен по своей природе.

Чтобы выйти из тупика, мне пришла в голову простая мысль. Оказывается, чтобы отразить случайно скачущих всадников «вражеской» личности, совершенно не нужно выставлять всю армию и задействовать всю мощь своей психики. Достаточно передней фаланги воинов или даже вообще выставить всего пару часовых. Подумав немного пришел к мысли, что даже оружие часовым не нужно, достаточно длинных шестов. Всадники размахивая саблями подскачут поближе, часовые легонько ткнут в коней шестами и всадники поскачут в другом направлении. К счастью, у них нет цели кому-то навредить, у них просто куча энергии, которую непонятно куда девать.

Чтобы навредить кому-то, нужно применить разум. Разум – это военачальники. Ум – это солдаты. Чтобы отражать случайные мысли, армия не нужна. Психика освобождается. Навязчивость пропадает, так как процесс отражения негативных ситуаций переходит на бессознательный уровень и происходит почти мгновенно. В свободную психику начинают лезть новые ситуации для «прокрутки», но они также легко отражаются парой  других часовых. Получается, что десяток часовых легко отразит навязчивые мысли, оставляя психику свободной для самой себя, для реальной жизни.

Можно пойти еще дальше и представить главнокомандующего у каждой армии. Главнокомандующий – это душа. Душа чиста и светла и нацелена на счастье. Пока часовые контролируют движение всадников, главнокомандующие собираются в шатре на переговоры и желают друг другу счастья, обнимаются, радуются, угощают друг друга. Иногда можно поделится переживаниями, что тяжело управлять армией, всадники не слушаются. Душа может повлиять на ум всадников и может их упокоить на какое-то время. Тогда всадники превращаются в земледельцев, спокойно пашут землю и не беспокоят окружающих. Вместо конфликта возникает дружба на глубинном уровне, хотя на внешнем уровне могут происходить столкновения.

Если беспокоящая личность является значимой, например, это один из близких, которому требуется уважение, то хорошей практикой является повесить мысленно на шею гирлянду из цветов в знак уважения, поклонения и любви. Это простое действие займет психику и привнесет в ум положительные эмоции. Как только начинают появляться тревожащие мысли, сразу вешаем гирлянду. Уму надо себя чем-то занять, такова его природа. Уму совершенно все равно что делать, лишь бы делать.

Еще одна техника.

Внутренний диалог присущ «дискретам», людям, которые мир воспринимают логически, в отличие от визуалов, кинестетиков и аудиалов. Диалог включается, когда чувства человек замыкает на себе и окружает свою зону мысленного восприятия мира «скорлупой» примерно в 30 см от тела. Стоит выйти из этой скорлупы и включается непосредственной восприятие мира. Т.е. нужно диссоциироваться от себя — воспринимать себя как бы со стороны. Задача состоит в том, чтобы мыслемешалку вытянуть из этой зоны повышенного эго в 30 см. Просто отодвиньте мысли от себя, и они перестанут вами управлять. Ключевая субмодальность — расстояние.

Визуализация критики

Цистерна

Постоянно желание критиковать  — это качество, которое очень портит жизнь.

Однажды духовный учитель сказал, попробуйте не критиковать хотя бы один день. Выходя с лекции, я продержался не более пяти минут. В каждом человеке, на которого я смотрел, обязательно проявлялся какой-нибудь недостаток, пусть даже и надуманный, и чем больше я думал о человеке, тем больше хотелось думать о его недостатке.

Желание критиковать прочно сидит внутри. Критика – дело на первый взгляд приятное. Ставишь себя выше других и наблюдаешь их недостатки. Приятно чувствовать себя выше, приятно считать себя лучше, но счастья в этом никакого нет. Счастье приносят отношения. А критика разрушает отношения.. Как только появляется критика, отношения пропадают. Вроде бы я прав, но я в одиночестве. Критика – также питательная почва для гордости. А гордость полностью закрывает глаза на мир. Гордость лишает возможности жить в гармонии и заниматься самосознанием. За гордостью следуют другие вредные качества, качества осложняют взаимодействие с миром,  и клубок проблем больше и больше запутывается. В целом, вроде бы незначительная критика в итоге приводит к расстройству существования в целом, внутренней боли и печали.

Размышляя над тем,  как критика проявляется в моей жизни, я увидел большую цистерну с зеленой густой жидкостью. Думая с благодарностью о каком-то человеке мысли чистые, белые, легкие. Но в какой-то момент я обращаю внимание не недостаток. На цистерне открывается краник, в руку падает комок зеленой жижи и дальнейшие мысли летят запачканные и дурно пахнущие. Приходится закрывать краник и отмывать человека, ища его положительные качества, желая счастья, и ища в себе чувство благодарности.

Образ цистерны помогает мне избавиться от желания критиковать. Критика перестала иметь видимость приятного занятия. Я вижу себя со стороны  и мое положение в мире. Я разношу грязь. И мне нужно закрыть краник и отодвинуть от себя цистерну. Это моя цистерна, моя грязь, но пусто она стоит в сторонке, для чего-нибудь полезного когда-нибудь пригодится. Может, зеленая жидкость является ценным удобрением, но в любом случае, не нужно делиться ею с другими.

Данная визуализация помогает реализовать один из главных принципов психологии – нет плохих людей  (есть плохие поступки, но люди – хорошие).  Душа человеческая чиста. Осознание чистоты души дает счастье. Грязи много, но пусть она стоит отдельно и не влезает лишний раз в отношения. Я не отвергаю свой внутренний мир, я просто обращаю внимание, что у него есть краник, и им можно управлять.

Техника клонов для преодоления Интернет-зависимости

Клоны

Разработал простую и эффективную технику клонов для борьбы с Интернет-зависимостью.

Если чего-то очень хочется, то не обязательно это делать на самом деле. Психику можно успокоить, представив, что это делает ваш клон.

Например, один клон сидит за телевизором, другой – удовлетворяет Интернет-зависимость, третий клон выпускает свой гнев на кого-либо. Пока клоны делают то, что вызывает психическое напряжение, вы свободны и можете свою психическую энергию направить на позитивные действия в гунне благости, например, желать всем счастья.

Поблагодарите ваши клоны. Представьте далее, что клоны исчезают и ненужные привязанности тоже. Не хочется что-то делать, когда это уже проделал кто-то, есть завершенность процесса.

Далее представьте, что все ваши дела делают клоны, вам не нужно делать ничего. Вы абсолютно свободны. Это время для молитвы, для медитации, время поиска связи с источником счастья.

Теперь, когда психика разгрузилась, можно в правильном счастливом умонастроении пойти и сделать что-нибудь по-настоящему ценное для вашей жизни.

Психотерапия желудка

Желудок

Вот еще необычное применение нейролингвистического программирования — психотерапия желудка. А почему нет? Сработало.

В связи со слабым пищеварением решил провести психотерапию желудочно-кишечного тракта. Взял анатомический атлас и стал внимательно смотреть на внутренние органы, внимательно прислушиваясь к своим внутренним ощущениям. Остановился на желудке. Мне он показался тусклым, серым и депрессивным. Взял предмет, олицетворяющий желудок и предмет – меня самого. Расставил. Оказалось, что существует дистанция. Я – отдельно, желудок – отдельно. Стал прорабатывать. Углубился в свои ощущения. Появился образ пыльной заброшенной комнаты, вокруг которой пустота. Мысленно почистил, убрал пыль. Стало лучше, но дистанция осталась. Попытался включить желудок в отношения с окружающими органами. Как-то не очень желудок хочет взаимодействовать.

Погрузился в прошлое и стал спрашивать, что случилось. Оказалось, желудок обижен. В течение многих лет к нему относились как к бездушному механизму по перевариванию пищи: в него кидали что попало, не слушали его потребности и заставляли переваривать все подряд. Относились к нему как к печи, в которой сгорит что угодно. И желудок обиделся, перестал относится с интересом к процессу пищеварения.

Выход нашел сразу, как только вспомнил о проактивном поведении.

Если хочешь, чтобы было интересно, становись лидером!

И желудок заинтересовался. Он понял, что ему грустно, потому что он маленький эгоистик – думает только про себя. И желудок стал активно обмениваться сигналами с другими органами, взял на себя ответственность по пищеварению за весь организм. Ему сразу стало интересно.

Теперь желудок спорит с языком, кишечником, мозгом, дает советы и очень добросовестно относится к своей работе, даже когда в него запихиваю что-попало.

Антон Лавренов