Система Станиславского и Хатха-йога

Станиславский

Елена Фокина (www.FamilyYoga.narod.ru),
сертифицированный Индийским посольством инструктор хатха-йоги,
ученица Джаякумара Свамишри, Нарендры Маратхе, Нагендры Камата.

Дмитрий Реут, консультант (www.odn2.ru).

Отдавшись впечатлениям, вы попадаете в мир, полный неразрешимых проблем. [1, стр.211]

Многие методы психотерапии стали бы излишни, имей Психолог возможность научить пациента присутствию в настоящем моменте и расслаблению. И самое интересное, что такой метод существует. Просто специалисты забыли о нем. Это – классическая хатха-йога. Конечно, далеко не каждый соотечественник имеет досуг и желание всерьез погрузиться в восточные практики. Поэтому удивителен и труднообъясним их «рикошет» в российском … театре. Но – обо всем – по порядку. Точнее, мы будем использовать компаративный стиль изложения.

***

Для того чтобы адекватно действовать в любой области, любой ситуации, необходима ясность. Ясность возможна только при осознанности и расслаблении. Если мы напряжены, находимся в отвлечении, обусловлены своими мыслями, ощущениями, впечатлениями, то ни о какой ясности речи быть не может. В повседневной жизни большинство людей прежде, чем пойти на прием к начальству (семейному или офисному), осведомляется у сведущих, в каком оно (начальство) настроении. Если оно не в духе, то визит лучше отложить до более благоприятного момента. Или – другой пример обусловленности. Лихтенберг пишет: «Я очень часто замечал следующее: часто я имею одно мнение, когда лежу, другое, когда стою, и особенно, когда я ел мало и чувствую себя утомленным».[2, стр. 239]

Когда же мы расслаблены и находимся в осознанности, то понимаем, в каком случае нужно оставаться в покое, а в каком – совершать действие.

Однажды опытный йог подходил к автобусной остановке. Его глазам предстала несколько необычная картина: Двое грабителей снимали с женщины шубу – дело происходило зимой в Хабаровске. Скучающие в ожидании автобуса обыватели предпочли не вмешиваться и не реагировать на крики женщины о помощи. Не задумываясь, не планируя каких-либо действий, даже толком не успев опомниться, наш йог в два прыжка оказался рядом с ней. Все произошло мгновенно. Рассуждать и оценивать мужчина начал уже после того, как шуба оказалась у него в руках, и он вручил ее потерпевшей, а разбойники удирали во все лопатки. Вот пример ясности восприятия, расслабленности и осознанности, которые проявил наш знакомый практик.

***

Об искусстве надо говорить и писать просто, понятно.

К. С. Станиславский

Современные литература и искусство время от времени балуют нас произведениями, чрезвычайно глубокими по содержанию и при этом весьма занимательными по форме. Виктор Пелевин, Чак Паланик говорят не только о видимости явлений, но и об их сути. В кинематографе стали классикой «День сурка», «Матрица», «Шоу Трумена», «Нирвана», «Игра», «Ослепленный желаниями» и лиричный фильм «Ангелы над Берлином». Наисерьезнейшие вопросы, вопросы бытия подаются с помощью детективов, боевиков, комедий. Потому что кто сказал, что о главном нужно говорить скучно?!

Традиция эта имеет многовековую историю.

Взять хотя бы пресловутую систему Станиславского, которую часто упоминают, но мало знают. В нашей стране и за рубежом артисты театра и кино за достаточно редким исключением либо «представляют» [3, стр. 54], либо играют «нутром» [3, стр. 53]. При этом в жизни они, как правило, не являются примерами для подражания в области морали; также им свойственны нервные спады и излишества, а, живя страстями, они страдают от многих болезней. Артисты же, практикующие систему Станиславского, живут долго, имеют хорошее здоровье и не «бронзовеют» от выпадающей на их долю славы.

Случайность ли это? Заметим: система Станиславского по существу являет собой пример объединения повседневной жизни артиста с одним из видов духовной практики, а именно – с хатха-йогой. Здесь приходится предполагать удивление части читателей. Ведь современная назойливая реклама подает йогу как атрибут какой-нибудь гламурной «Империи фитнеса». Но классическая йога, конечно, далека от этой мишуры. Она зародилась и развилась в рамках древней восточной традиции сутры. И здесь представляется интересным новый поворот темы. Подумать только: воплотить идеи хатха-йоги в такой – далекой, как может показаться, от духовности – деятельности как лицедейство!

Чтобы не быть голословными, обратимся к творческому наследию К.С. Станиславского и проследим на примере изучения «Работы актера над собой в творческом процессе переживания», как же это предлагается делать. Вдумаемся в формулировку:

Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста [3, стр. 47].

Да, в йоге мы сознательно применяем приемы воздействия на подсознание. Вернее, освобождаем подсознание от всяких воздействий. Говорят, что различие между учениками в западной и восточной традициях состоит в следующем: первый каждый день осваивает, приорбретает нечто новое, второй же – каждый день от чего-то освобождается, приближаясь к своему изначальному состоянию.

Нередко йоги-новички на вопрос:

— Что Вы сейчас чувствуете?

Отвечают вопросом:

— А что НАДО чувствовать?

Увы, многие настолько привыкли говорить и действовать по шаблону или по указаниям, что обращение к собственным чувствам и ощущениям кажется нелепым: ignoti nulla cupido (о чем не знают, того не желают — лат.).

Вот еще пример общепринятых заблуждений по поводу йоги.

Одна преподавательница иностранных языков, узнав, что авторы – учителя хатха-йоги, воскликнула:

— О, давайте объединимся, будем вместе вести занятия!

Мы представили, как это могло бы быть. Дело в том, что йога помогает раскрыть свой потенциал, позволяет расти способностям. Благодаря регулярным занятиям многие жизненные задачи решаются легче. Изучение иностранных языков может стать захватывающим процессом. Можно использовать йоговские способы концентрации, расслабления, повышения ясности и так далее. В классической йоге есть позы и методы дыхания, улучшающие память, усиливающие интеллект, обостряющие внимание.

Между тем лингвистическая дама продолжала:

— Смотрите: вы гипнотизируете класс, а я – пока они спят – ввожу им в подсознания разговорные фразы!

— Но мы на занятиях никого не гипнотизируем!!! Наоборот, учим, как избавиться от всевозможных влияний на наше подсознание! Йога – это наука о ТРЕЗВОСТИ мысли!

— Ничего подобного! Йога – это внушение! Мне рассказывали знающие люди, – отрезала филолог.

…сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру, а если природа поверит тому, что происходит в человеке, она сама примется за дело. Вслед за ней… может явиться само вдохновение… подлинной внутренней правды…[3, стр. 48 — 50].

Необходима честность с собой: без нее нет йоги. Если практикующий задался целью во что бы то ни стало добиться красивого выполнения каких-нибудь поз, не считаясь с реальными возможностями тела, то, скорее всего, это закончится травмой или болезнью. Так, стремясь во что бы то ни стало сходу сесть в «позу лотоса», новичок может повредить мениск. Йогой подобные экзерсисы назвать никак нельзя. Учитель следит за успехами учеников и пресекает попытки безрассудного «геройства». Постепенность и регулярность – неизменные принципы йоги.

Вот еще пример. Новенькую спросили, как она чувствовала себя на другой день после занятия.

— Ни рукой, ни ногой не могла пошевелить! Все болело.

— Это признак того, что Вы не слушали наставлений учителя и перенапрягались.

— Но я же не могу, не напрягаясь, гнуться, как вот эти девочки!!!

— Не было инструкций «гнуться, как вон те девочки». В любой позе мы в первую очередь слушаем свое тело. Дойдя до определенной границы, расслабляем все мышцы, которые не участвуют в поддержании асаны, а, расслабившись, обычно замечаем, что можно еще чуть продвинуться. Способности растут прямо на глазах – и все за счет РАССЛАБЛЕНИЯ. Фанатизм – это не йога. Но и лень – это тоже не йога. А йога – это золотая середина.

— Но я же не могу отставать, я не привыкла быть последней! Я добьюсь своего любой ценой! Вот увидите!

Надо переживать роль… каждый раз и при каждом ее повторении [3, стр. 49].

…В нашем искусстве многое делается в порядке импровизации на одну и ту же тему, прочно зафиксированную. Такое творчество дает свежесть и непосредственность исполнению [3, стр. 55].

Можно повторять одни и те же позы в йоге изо дня в день, но делать это не механически, а каждый раз как впервые: не ожидать определенных ощущений, которые, может, были вчера; воспринимать каждое движение как совершенно новое и оригинальное, ничего не предвидя. И здесь, и в искусстве идеалом является детское, удивленное восприятие мира.

Йогу можно назвать языком, на котором мы учимся разговаривать с собственным телом, чтобы привести его в нужное состояние [4, стр. 82 – 105]. Поскольку это – диалог, то нам следует не только работать над «внятностью» «произносимых» нами сообщений-асан, сообщений-праноям, сообщений-мудр, адресованных собственному телу, но и повышать свою чувствительность, чтобы лучше понимать потребности тела, его скрытые пожелания. Мы осваиваем своего рода невербальную коммуникацию. Особую роль играет здесь йога сновидений.

Ряд современных ученых утверждает, то мир подобен голограмме: все есть во всем. Так и в хатха-йоге: в одной позе заключены все явления Вселенной. В ней могут, как в капле воды, отразиться все чувства и переживания обыденной жизни.

                       В одном мгновенье видеть вечность,

                       Огромный мир — в зерне песка,

                       В единой горсти — бесконечность

                       И небо — в чашечке цветка. (Вильям Блейк)

В этом случае отпадает необходимость что-то менять, непрерывно «бежать» на поиски новых поз и впечатлений.

артист … должен …позаботиться…о  телесном аппарате…[3, стр. 51]

«Телесному аппарату» йога уделяет достаточно много внимания. Тело должно быть здоровым, гибким, сильным. В отличие от спорта, где любой спортсмен, добившийся признанных результатов, обладает целым букетом профессиональных заболеваний, в хатха-йоге уделяется внимание равномерной нагрузке на органы тела. В любом комплексе упражнений йоги присутствуют асаны, улучшающие работу гормональной, нервной, иммунной, кровеносной, репродуктивной, лимфатической, пищеварительной систем, а не только костно-мышечного аппарата.

артисты нутра, которые не признают техники… [3, стр. 53].

В театральном мире довольно много артистов, в том числе и очень известных, которые полагаются на одно вдохновение, не признавая техники. А поскольку вдохновение присутствует не всегда, они становятся жертвами депрессий, запоев, инсультов, нервных срывов. В отличие от них последователи системы Станиславского только укрепляют свое здоровье, играя на сцене.

В йоге тоже есть подобные отклонения, когда практикующий полагается только на интуицию. Дело в том, что интуиция никогда не подводит, но, чтобы понимать ее подсказки, нужно обладать ясностью, иначе неизбежны заблуждения. Асаны, пранаяма и медитация развивают ее, способствуют пробуждению интуиции.

Имейте в виду, что зеркалом надо пользоваться осторожно. Оно приучает артиста смотреть не внутрь себя, а вне себя. [3, стр. 56]

Гениальный Станиславский учил артистов – АРТИСТОВ! НА СЦЕНЕ! – не заниматься искусством представления, смотреть внутрь, а не вовне себя.

Новички в йоге любят смотреть по сторонам: вписываются ли они в процесс занятий, достаточно ли красиво выглядят, не подсмеивается ли кто потихоньку над ними. Опытные же практикующие йогинызанимаются с закрытыми глазами: так можно точнее понять СВОЕ внутреннее состояние.

Новички просят включить им какую-нибудь музыку: так веселее заниматься. «Старички» же предпочитают тишину.

Один из авторов как-то спросил Джаякумара:

— Почему бы во время занятий не включать приятную музыку? Ведь это привнесло бы дополнительную прелесть в наши тренинги?

— Но мы учимся слушать внутреннюю музыку своего тела — ответил учитель.

Каждый человек в каждую минуту своей жизни что-нибудь чувствует, переживает. Ели б он ничего не чувствовал,  то был бы мертвецом. Ведь только мертвые ничего не ощущают.[3, стр. 61]

Часто новички с трудом осознают, что они вообще что-то чувствуют. На вопрос:

— Что изменилось? Что Вы чувствуете?

они уверенно отвечают:

— Все в порядке! Ничего не чувствую!

Это же относится и к осознаванию собственных мыслей. Обычный, не занимающийся йогой человек редко понимает, о чем он думает. Ведь мыслей не видно. Мужчины, как правило, еще реже, чем женщины, чувствуют изменения направления мыслей. Это происходит потому, что у мужчин внимание больше направлено вовне, а не вовнутрь, как у женщин. Попробуйте поспрашивать людей, о чем они думают в данный момент. В большинстве случаев ответ будет:

— Ни о чем не думаю!

Вот шутка из Интернета на эту тему.

Вопрос, присланный в мужской журнал.

«Мне срочно нужен совет. Заранее благодарю. Некоторое время назад я начал подозревать свою жену в хождении <налево>. Все как обычно. Если на телефонные звонки подхожу я, там кладут трубку. Она стала часто встречаться с подружками, а когда я спрашиваю, с кем именно, она отвечает, что я их все равно не знаю. Я всегда жду такси, на котором она возвращается домой, но она выходит за углом дома, так что я не вижу, что это за машина. Однажды я взял ее мобильник, чтобы посмотреть, сколько времени, так она взбесилась, вырвала его у меня из рук и запретила к нему прикасаться.

Так или иначе, я никогда не заговаривал об этом с ней. Наверно, я никогда бы не захотел узнать правду, но прошлой ночью, когда она ни с того, ни с сего куда-то ушла, я заинтересовался. Я решил спрятаться за своей припаркованной машиной, оттуда открывается чудесный вид на всю улицу, и я смог бы увидеть, в какую машину она сядет. Я присел на корточки у своей машины и вдруг увидел, что тормозные диски на переднем колесе имеют какие-то пятна, похожие на ржавчину. Подскажите, можно ли ездить с такими дисками, или надо их проточить? А если менять, то можно ли ставить не оригинал и если да, то какой лучше? Или это может быть из-за колодок?

У меня не оригинал <Чишимбо>, покупал на рынке. Может, тогда надо поменять колодку? Очень надеюсь на вашу квалифицированную помощь в этом таком важном для меня вопросе».

– Извините, пожалуйста, заговорил вдруг Говорков. – Вы изволили сказать, что на сцене нужно действовать. Но позвольте Вас спросить, почему же Ваше сидение в кресле является действием? По-моему, это полное и абсолютное бездействие.

— Не знаю, действовал Аркадий Николаевич или не действовал, — заговорил я с волнением, — но его «бездействие» было куда интереснее, чем Ваше «действие».

— Неподвижность сидящего на сцене еще не определяет его пассивности,- объяснил Аркадий Николаевич. — Можно оставаться неподвижным и, тем не менее, подлинно действовать, но только не внешне — физически, а внутренне – психически. [3, стр. 81]

Как-то раз в одном фитнес-центре, где мы проводили занятия, инструктор тренажерного зала с презрением сказал нам, йогам:

— У вас – что? Потягушечки! А вот они – и он указал на потных спортсменов в своем зале – работают.

Вы сами можете любое действие сделать скучным или интересным, коротким или продолжительным. [3, стр. 91]

Опять вернемся к примерам с новичками. Так, «от противного», эффективнее можно понять, как работает йога. Истинному йогу никогда не бывает скучно. На занятиях можно легко отличить новичков от «старичков» вовсе не по выправке или гибкости. Гибкость у всех разная, это не самоцель. Отличить их можно по шушуканью, чесанию, неумению оставаться долго в одной, пусть даже самой легкой позе. В то время как «старички» могут по полчаса и дольше просто наблюдать, например, свое дыхание.

упорно следить за тем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно, продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими [3, стр. 108].

Новички, стремясь не «отстать» от «старичков», могут исказить асану, переврать ее, так что она будет просто-таки вредна. С закрытыми глазами это сделать трудно, потому что тогда себя сравниваешь с собой же. Но новеньким обычно хочется посмотреть на других занимающихся. Отсюда – пародия. Например, не имея физической возможности хорошо прогнуться назад в буджангасане («поза кобры»), они поднимают плечи, выставляют вперед руки, раздвигают ноги. Со стороны это выглядит смешно, а им кажется, что их поза ничуть не хуже, чем у соседа, и даже – «круче». В этот момент такой новичок не слышит указаний инструктора о том, как располагать части тела: скорее он напоминает глухаря на току.

***

В Москве существует молодой театр, полюбившийся йогам, где сохранены традиции Станиславского. Там зрители являются одновременно и участниками. Ведущие актеры – профессионалы, но часть труппы – любители.

Алёна Чубарова — основатель и художественный руководитель театра, режиссёр, драматург, актриса, член союза писателей Москвы, Международного писательского союза «Новый современник».

Ирина Егорова — главный режиссёр театра, актриса, педагог, поэт, член Союза писателей России, член Международного союза писателей «Новый современник».

Эти женщины не знают творческого застоя: им не хватает 24 часов в сутках, чтобы воплотить все идеи и возможности в сценариях ли, стихах или прозе.

Имя театра – «КОМЕДИАНТЪ». Уникальность данного творческого коллектива еще и в том, что артисты и режиссеры являются одновременно и поэтами, и прозаиками, и драматургами, и журналистами, и художниками, и музыкантами. Есть среди актёров и свой композитор. Все эти проявления творчества абсолютно профессиональны.

«КомедиантЪ» до сих пор не имеет собственного помещения, но продолжает мечтать о своей площадке. Пока же театр расширяет дружеские связи и изобретает новые возможности для реализации своих планов, успешно сотрудничает с музеями В.Маяковского, М.Цветаевой, В.Высоцкого, С.Есенина.

***

Симпатичный юноша доверительно рассказывает про свои впечатления от прочтения книги Станиславского. Потом начинает зачитывать из нее отрывки. Зрители понимают, что представление уже началось, только когда «оживает» портрет великого режиссера. Из рамы выглядывает Станиславский в исполнении Александра Огородова и иронически присоединяется к обсуждению текста. Но даже тогда трудно поверить, что это не просто посиделки в гостях у интересных людей, а тщательно отработанный спектакль.

Однажды произошел сбой мультимедийного сопровождения. Артисты продолжали как ни в чем не бывало играть, используя ситуацию для импровизаций и то и дело прося зрителей то подпеть, то сыграть толпу, то изобразить аудиторию. Когда же работу компьютера наладили, то выяснилось, что все сопровождение: как звуковое, так и видео не разбито на куски, а идет единым потоком. То есть все представление рассчитано по секундам, и если артист чуть задержится со своей репликой, то спектакль разбалансируется. По ходу действия мы переходили из зала в зал, отвечали на вопросы главных героев, играли (как умели!) на музыкальных инструментах – и все это не выходя из скрытого от нас ритма спектакля. Мы участвовали! Мы переживали за героев, как за своих друзей и единомышленников. Потом вместе с артистами, устроителями, художественным руководителем и режиссером пили чай с пирожками с капустой, обсуждая спектакль. Такие «капустники» (как мы узнали во время чаепития) были придуманы Станиславским.

Список литературы

1. Тендзин Вангьял Ринпоче Тибетская йога сна и сновидений. Спб.: 2007, 256 с.

2. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. М.: 1965, 344 с.

3. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: «Гослитиздат», 1938, 576 с.

4. Реут Д.В. Язык тела в разговоре с собой: инструмент мифодизайна / Журавлев И.В., Никитина Е.С., Реут Д.В., Сорокин Ю.А., Тхостов А.Ш. Психосемиотика телесности / под общ. ред. и с предисл. И.В. Журавлева и Е.С. Никитиной. М.: КомКнига, 2005, 152 с.


Учитель Джаякумар Свамишри преподавал йогу в индийском посольстве (в Москве) с 1995 по 1999 г., Нарендра Маратхе — с 1999 по 2002г., Нагендра Камат — с 2002 г. по 2005 г.